Кафедра
Тема 1.

Двигательная и чувствительная сферы. Синдромы поражения на разных уровнях. Типы и виды чувствительных нарушений.

Клинические проявления поражения центрального и периферического моторного нейрона. Основные заболевания, приводящие к поражению центрального и/или периферического моторного нейрона.  Клинические проявления и основные причины поражения поверхностной и глубокой чувствительности на различных уровнях нервной системы. Клинические проявления и основные причины поражения органов чувств.

 

Тема 2

Черепно-мозговые нервы. Анатомия. Функция. Симптомы поражения.

Основные синдромы и причины поражения черепных в стволе и вне ствола головного мозга

Тема 3

Кора головного мозга. Мозжечок. Подкорковые узлы полушарий. Внутренняя капсула. Синдромы поражения. Методы исследования корковых функций.

Практическое занятие

Основные синдромы и причины поражения: экстрапирамидной системы (акинетико-ригидный синдром, дистонически-гиперкинетический синдром) и мозжечка. Основные заболевания, приводящие к расстройству высших корковых функций.

 

Тема 4

Методы исследования в неврологии и нейрохирургии. Методика обследования неврологического больного.

Практическое занятие

Лабораторные и инструментальные методы диагностики заболеваний нервной системы. Оценка неврологического и соматического статуса. Курация больного с выделением ведущих синдромов и постановкой топического диагноза.

 

Тема 5

Кровоснабжение центральной нервной системы. Сосудистые заболевания центральной нервной системы: диагностика, лечение, профилактика. Заболевания спинного мозга: этиология, диагностика, лечение.

Практическое занятие

Клинические проявления сосудистых заболеваний головного и спинного мозга.

Дополнительные методы диагностики сосудистых заболеваний головного и спинного мозга.

Основные направления профилактики сосудистых заболеваний центральной нервной системы.

Миелиты. Компрессионная миелопатия. Сирингомиелия. Подострая сочетанная дегенерация спинного мозга.

 

Тема 6

Воспалительные заболевания центральной нервной системы: классификация, диагностика, лечение, профилактика.

Практическое занятие

Менингиты, энцефалиты, полиомиелит, абсцессы головного и спинного мозга: классификация, этиология, механизмы повреждения оболочек и вещества головного мозга, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, основные направления лечения и профилактики.

Рассеянный склероз: патофизиологические механизмы повреждения вещества головного и спинного мозга; клинические проявления; типы течения.

Основные направления ведения больных с рассеянным склерозом.

 

Тема 7

Заболевания периферической нервной системы: этиология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика.

Практическое занятие

Неврологические проявления дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника: классификация, этиология, механизмы повреждения вещества спинного мозга и корешков, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, основные направления лечения и профилактики

 

 

КОНТРОЛЬ

Тема 1.

Двигательная и чувствительная сферы. Синдромы поражения на разных уровнях. Типы и виды чувствительных нарушений.

Устный опрос. Вопросы для подготовки к устному опросу – см. содержание практических занятий (п. 4.2).

Вопросы для контрольной работы

  1. Особенности хода пирамидного пути.
  2. Центральный и периферический параличи.
  3. Семиотика поражения двигательного пути на различных уровнях
  4. Поражение половины спинного мозга, поперечника спинного мозга, бокового столба, переднего рога, передних корешков, сплетений, нервов.
  5. Центральный и периферический тип расстройства мочеиспускания.
  6. Понятие о рецепции, чувствительности. Проводники глубокой и поверхностной чувствительности.
  7. Синдромы поражения чувствительных путей  на различных уровнях головного и спинного мозга (по длиннику и по поперечнику).
  8. Виды расстройства чувствительности: Анестезия, гипестезия, гиперестезия, гиперпатия, парестезия, боли.
  9. Типы расстройства чувствительности: периферические, спинальные, церебральные.

 

Тема 2

Черепно-мозговые нервы. Анатомия. Функция. Симптомы поражения.

Устный опрос. Вопросы для подготовки к устному опросу – см. содержание практических занятий (п. 4.2).

Вопросы для контрольной работы

  1. I пара – обонятельный нерв: гипосмия, анасмия
  2. II пара – зрительный нерв: острота зрения, поля зрения, гомонимная и гетеронимная гемианапсии. Состояние соска зрительного нерва.
  3. III,IV,VI пары – глазодвигательные нервы: косоглазие, двоение птоз. Иннервация мышц, регулирующих диаметр зрачка и ее патология. Паралич взора.
  4. V пара – тройничный нерв. Периферический и сегментарный типы расстройств чувствительности на лице. Роговичный рефлекс. Симптомы поражения двигательной функции.
  5. VII пара – лицевой нерв: центральный и периферический тип параличей на разных уровнях.
  6. VIII пара – слуховой и вестибулярный нервы. Глухота. Нарушение вестибулярных функций.
  7. IX, X пары – языкоглоточный и блуждающий нервы. Нарушение функции глотания и фонации.
  8. XI пара – добавочный нерв. Симптомы поражения.
  9. XII пара – подъязычный нерв. Центральный и периферический типы поражения.

 

Тема 3

Кора головного мозга. Мозжечок. Подкорковые узлы полушарий. Внутренняя капсула. Синдромы поражения. Методы исследования корковых функций.

Устный опрос. Вопросы для подготовки к устному опросу – см. содержание практических занятий (п. 4.2).

Вопросы для контрольной работы

  1. Экстрапирамидная система.
  2. Связи подкорковых ганглиев с различными отделами головного и спинного мозга.
  3. Роль экстрапирамидной системы в реализации стереотипных автоматизированных движений.
  4. Биохимизм экстрапирамидной системы.
  5. Синдромы поражения подкорковых ганглиев: паллидарный, стриарный синдромы.
  6. Мозжечок. Анатомо-физиологические особенности мозжечка.
  7. Связи мозжечка с различными отделами головного и спинного мозга.
  8. Синдромы поражения мозжечка.
  9. Современные представления о системе локализации функций.
  10. Основные представительства в коре.
  11. Гностические функции. Виды расстройств гностических функций.
  12. Праксис, виды апраксий.
  13. Речь, формирование речи. Понятие о второй сигнальной системе.
  14. Расстройства речи.
  15. Синдром поражения отдельных долей.

 

Тема 4

Методы исследования в неврологии и нейрохирургии. Методика обследования неврологического больного.

Устный опрос. Вопросы для подготовки к устному опросу – см. содержание практических занятий (п. 4.2).

Вопросы для контрольной работы.

Физические основы метода, показания и противопоказания, интерпретация результатов:

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  2. Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ)
  3. Электромиография (ЭМГ)
  4. Реоэнцефалография (РЭГ)
  5. Компьютерная томография (КТ)
  6. Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  7. Исследование спинномозговой жидкости

 

Тема 5

Кровоснабжение центральной нервной системы. Сосудистые заболевания центральной нервной системы: диагностика, лечение, профилактика. Заболевания спинного мозга: этиология, диагностика, лечение.

Устный опрос. Вопросы для подготовки к устному опросу – см. содержание практических занятий (п. 4.2).

Вопросы для контрольной работы.

  1. Острые нарушения мозгового кровообращения.
  2. Хронические нарушения мозгового кровообращения.
  3. Гипертоническая болезнь.
  4. Атеросклероз церебральных сосудов.
  5. Геморрагический инсульт.
  6. Ишемический инсульт.
  7. Синдром окклюзии и стеноза магистральных сосудов.
  8. Лечение больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, тактика ведения.
  9. Сосудистые мальформации. Классификация, клиника, диагностика, лечение и тактика ведения.

 

Неврология (темы занятий для стоматологов)

1.      Клиническая физиология

2.      Визуализация в неврологии

3.      Сосудистые заболевания нервной системы

4.      Воспалительные заболевания нервной системы

5.      Дегенеративные заболевания нервной системы

6.      Боль

7.      Аутоиммунные заболевания нервной системы

8.      Головные боли

 

Неврология (темы занятий для стоматологов)

 

Темы занятий по Неврологии и медицинской генетике, нейрохирургии

Специальность: Лечебное дело

4 курс

1 занятие: Развитие ребенка первых трех лет жизни. Особенности неврологического осмотра новорожденного и детей раннего возраста. Перинатальное поражение нервной системы. Врожденные пороки нервной системы.

2 занятие: Детский церебральный паралич. Клинические формы. Методы реабилитации.

3 занятие: Эпилепсия и пароксизмальные состояния. Типы эпилептических припадков. Методы диагностики эпилепсии.

4 занятие: Эпилепсия и пароксизмальные состояния. Клиника различных форм эпилепсии. Принципы лечения.

5 занятие: Итоговое контрольное занятие по всем пройденным темам (проверка теоретических знаний и практических умений).

28июля
II Международная школа-конференция студентов аспирантов и молодых учёных “Материалы и технологии XXI века”
29июля
Олимпиада по стоматологии для студентов-стоматологов
30июля
Семинар “Сердечно-сосудистые заболевания в России - Международное исследовательское сотрудничество 2014-2019”
31июля
II Международная школа-конференция студентов аспирантов и молодых учёных “Материалы и технологии XXI века”
32июля
Олимпиада по стоматологии для студентов-стоматологов
33июля
Семинар “Сердечно-сосудистые заболевания в России - Международное исследовательское сотрудничество 2014-2019”